детская писательница

Глава 11

Прошел сентябрь. Занятые работой люди не замечали, как летит время. А дедушке Мартичу казалось,
что он выздоравливает очень медленно. По словам тетушки Костельны, его поддерживали Божья лю-
бовь и человеческая забота. Стирку белья взяла на себя молодая Заболова, чтобы хоть чем-то помочь
больному. В дом Мартича каждое утро приходила тетушка Костельна. Она хлопотала по хозяйству, гото-
вила еду на целый день и все это старалась закончить к утренней молитве, которую не хотела пропу-
скать. Дети молились и пели, дедушка читал им из Слова Божьего. Лишь потом Андрюша отправлялся в
школу.
А в школе дети все больше любили учителя и старались во всем его слушаться. Ни за что на свете никто
из них не пропустил бы занятия, особенно Андрюша. После школы учитель всегда провожал мальчика и
часто, но ненадолго заходил к дедушке Мартичу. Юля забиралась к учителю на колени, и он разучивал с
ней разные веселые стишки. Но в те минуты, когда дедушка начинал читать с девочкой Священное Пи-
сание, учитель сам становился учеником.
Андрюше нравилась дружба между дедушкой и учителем. Каждый день дети узнавали в школе что-то
новое и считали ее вторым домом. «Это наш дом, — говорил им учитель, — и нам было бы стыдно не содер-
жать его в чистоте». «Это наши дрова, нужно их бережно расходовать, чтобы хватило до весны», — объяс-
нял он детям.
В школе даже был свой сторожевой пес. Дети увидели его из окна столовой во время завтрака. Пес сидел
под дождем и дрожал от холода. Он был голодный как волк, и почти все дети отломили ему по кусочку.
На следующий день пес пришел снова. А на третий день явился раньше всех и сел у запертых ворот, ожи-
дая, когда придут дети.
— Знаете что, ребята, — сказал учитель, — возьмем его к себе. Пес будет охранять нашу школу, а кормить
его мы будем все вместе.
— Но он такой некрасивый, — возразили девочки, — у Заболовых три хорошеньких щенка. Одного они мог-
ли бы подарить нам.
— Хорошо, но тогда вы, девочки, сами будете прогонять бродягу со школьного двора, пока он не отучится
приходить сюда. А я не могу: мне его жаль.
— Пусть мальчики прогоняют, — отговаривались девочки, — это они пса приручили,
— А мы его не прогоним, — заявил Андрюша.
— Нет, не прогоним, — хором поддержали его остальные. — Пусть живет у нас!
Так мальчики победили, и пса оставили в школе. Дети дали ему кличку Шпиц. Он был такой тощий, что
ребра торчали. Но у него оказалось много хороших качеств: он был чистоплотным, послушным и вер-
ным.

— Ничего, он у нас скоро поправится, — сказал учитель, и был прав. Псу на школьном дворе жилось непло-
хо. Ему приносили хлеб, картошку, кашу и даже кости с остатками мяса. Мальчики, жившие неподалеку
от школы, приносили ему суп или соус, иногда молоко — это когда их матери бывали в особенно хорошем
настроении. Шпиц менялся на глазах. Его серая шерсть стала мягкой и шелковистой, острые уши над
черной мордочкой торчали, как маленькие листочки. Теперь и девочки его полюбили. Чему только ребя-
та не научили пса! Каждый день он осваивал что-то новое. Больше всего ребятам нравилось, когда он
приносил назад все, что ему бросали. Со временем он научился отыскивать шапки, забытые в разных ме-
стах детьми, и приносить их к порогу школы. Дети хотели по очереди брать четвероногого друга домой,
но учитель не советовал им этого делать:
— Шпиц — наш общий пес. Он сторож нашей школы. Если вы будете уводить его со школьного двора, он
снова станет бродягой и будет шататься по селу. Стыдно, если в нашей общине станут говорить, что мы
не в состоянии прокормить единственную собаку и что мы приютили такого ненадежного «гражданина».
Детям предстояло знакомство с гражданскими правами, и на примере Шпица учитель легко объяснил,
что это такое. Он рассказал, какие преимущества дают эти права и как их можно получить:
— Чтобы Шпиц получил гражданство, нужно указать, кто он, где он родился и откуда родом его отец.
Дети все поняли, и даже маленький Андрюша смог объяснить дедушке, что они сегодня проходили в
школе.
— Видишь, сынок, — сказал дедушка, — на небе так же, как на земле. Поэтому Спаситель говорит: «Если
кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божьего» (Ин.З:3). Только те, которым Он дал власть
называться детьми Божьими, получают «гражданство» в «новом Иерусалиме».
Андрюшу, как обычно, привел из школы учитель. В тот день к деду Мартичу заглянул лесник. Втроем
они беседовали о разном, и в разговоре лесник сказал, что люди уже давно копают картошку.
— И нам свою надо убирать, — вздохнул дедушка. — Посадить-то я ее посадил, а выкопать не могу. Но Отец
наш Небесный знает, как нам нужен этот урожай, и позаботится, чтобы он был убран.